Выставка посвящена путешествию в подсознание. Её героями стали архетипические персоны и сюжеты появившиеся из того же источника, что и мифы древности.
Зачем нужны мифы? Чтобы восстановить свою «мандалу», свою целостность. Ведь «я» — это не только успех, работа, семья, дети, тело, имущество, а ещё и вытесненные современной цивилизацией: смерть, агрессия, секс, отчаяние… И это ещё не всё. Есть бесконечный космос, всё, что скрыто от нас, всё, что нами непознаваемо. А когда язык разума бессилен — говорит миф.
Сон — это скрытая маленькая дверь, ведущая в самые потаенные и сокровенные уголки души и открывающаяся в космическую ночь.
Карл Густав Юнг.
![Перед огромными каменными воротами стоит существо с посохом, тело его покрыто руками словно одеждой.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-17.jpg)
Йотунхейм — холодный и враждебный человеку мир инестых великанов. Великаны возникли до богов и олицетворяют первоначальные силы природы — стихии холода, огня, воды, земли (сканд. миф).
![Тёмная лестница, по ней спускается девушка в светлых одеждах, внизу среди неясного потока воды на камне лежит в скорченной позе юноша, зажав в кулаке камень.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-18.jpg)
Во множестве мировых мифов существует сюжет, когда влюбленных разделяет смерть, и один из них спускается в мир мёртвых, чтобы вернуть любимого в мир живых.
![Песчаные обрывы сумрачных холодных цветов. В обрыве безвольно лежат фигуры людей, их головы объяло пламя. Верх картины весь объят пламенем пожара, на самом краю обрыва встал на дыбы конь-мумия.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-14.jpg)
Это время разрушения мира. В Рагнарёк с юга придёт огненный великан Сурт, он сожжет землю и солнце своим огненным мечом.
![Сквозь утопленные ворота с горящей буквой «Я» уходит женский силуэт покрытый тёмным цветом, в противоположную сторону, к зрителю, движется аналогичный женский силуэт, но чистых светлых цветов.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-05.jpg)
Жизнь в страсти Эго покрывает душу слоем грязных чувств, воспоминаний. Следствие страстного опыта можно очистить сжигая источник страстей — личность.
![Три прялки, первая обнажена и с буйного веселья физиономией собирает из всполохов нить, Вторая обета в платье и создаёт из нити полотно, лицо её раздвоено. Третья в чёрном капюшоне, на месте лица зияет темнота, она рвёт нить.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-20.jpg)
Три волшебницы, определяющие судьбы мира, людей и даже богов. В руках у них Вирд — нить, полотно судьбы. Их имена: Скульд — что значит будущее или долг, Верданди — что значит настоящее или становление, Урд — что значит прошлое или судьба.
![Молодая пара обнажённых людей лежит во сне. Умиротворённые лица. Сквозь пару светит сочными красками космическая туманность и звёзды.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-03.jpg)
В огромных облаках газа и пыли медленно зарождаются новые звёзды.
![Учитель музыки и его ученица с флейтами в руках расположились на галечном пляже под сломанным зонтом. Третий персонаж жмётся к их спинам под зонт пытаясь укрыться от дождя.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-15.jpg)
![Руины домов, сквозь остовы идёт красивая девушка, она окружен брызгами воды, руины, которые она прошла зарастают буйной зеленью.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-09.jpg)
Когда Брахма создал мир, существа были бессмертными, и вскоре места не осталось. Даже вдохнуть было не возможно. Брахма не мог придумать, как сократить число живущих. Это разгневало его, и из гнева Брахмы вышла женщина Мритью. Брахма повелел ей идти и убивать живые существа:
![Воды карельского водопада «Кивач» струятся сквозь струны этнического щипкового инструмента «Кантеле», На кантеле играют руки. Образ соединяет звук и красоту природы и звук и красоту человеческой культуры.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-07.jpg)
Кантеле, волшебный инструмент Мудрого Вяйнямёйнена — главного героя карело-финского эпоса Калевала. Родившись тридцатилетним от девы воздуха Ильматар, он умел петь чудесные песни-заклинания. Всё, о чём говорилось в этих песнях, исполнялось наяву. Своей игрой на кантеле он очаровывал не только людей, но и животных, и рыб, и птиц, и даже червей.
![Вавилонская башня достроена до неба, на облаках ворзник следующий город.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-16.jpg)
Если уж и вознамериться строить башню высотой до небес, чтобы попасть к самим богам, то в конце строительства башня перестанет быть самодостаточным объектом. Она останется связью (лестницей) между миром земным и небесным.
![У корней дерева две сюрреалистические фигуры, старая и молодая, Старая передаёт молодой несколько светящихся в сумраке грибов.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-13.jpg)
![На перекрытой для ремонта питерской улице стоит дворник. Над улицей в утреннем тумане парят-скачут четверо девушек в старинном платье и венке осенних листьев.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-04.jpg)
Утренний привет Петербургу от Воланда.
![Питерский двор-колодец, ночь. С сумрачного неба на зрителя смотрит не луна а огромный, широко распахнутый, глаз.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-08.jpg)
Сумрачный и критичный взгляд цензора, взгляд «Большого брата». Оценивая реальность, он поглощает её солнечную энергию, лишая смысла существование вещей.
![Большое каменное крыльцо, на переднем плане кладка пола проваливается. На месте разрушения медленно соскальзывает в дыру шахматная доска с неначатой партией. На доске вместо разных фигур только ряды пешек.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-10.jpg)
Больше на игральной доске нет фигур с характером — только пешки, даже деление на цвета, это условность. Все одинаково интересны и одинаково скучны.
![Молодой парень стоит у окна, он одет в халат, держит в руках ледяную корону, корона тает.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-06.jpg)
Уже сложив слово «Вечность», Кай стал царственным и совершенным, к чему изменять его? Кристалл совершенен потому, что в нем нет изменений. Здесь проходит условная граница между живым и совершенным. А понятие «вечность» схлопывается в «безвременье».
![На питерском парадном туристическом фоне стоит крылатое существо демонического вида.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-11.jpg)
Не все ангелы падают с неба в результате богоборчества, есть ещё крайне любопытные, им хочется исследовать все просторы вселенной и все состояния сознания, они падают с целью познания.
![Тонкий, худощавый парень с волосами-листвой стоит в лесу и держит в руках нечто напоминающее световой меч.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-12.jpg)
Лесной божок.
![Неясный песчано-коричневый фон, женщина в вызывающей позе с раскрытым в крике ртом. Её волосы похожи на дым и обретают форму зловещего субкуба.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-01.jpg)
Лилит — первая жена Адама в каббалистической теории. Упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон. Расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном. Есть предположения, что именно она стала змеем соблазнителем. У шумеров Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.
![Пугающее лицо женщины с косами-змеями, она прислонилась к железной решётке.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-19.jpg)
![Старая лодка усыпана крупными красными листьями, в лодке лежит девушка в белом, над ней склонилась девушка в чёрном и пристально её разглядывает.](http://hrustallart.ru/wp-content/uploads/2015/07/mif-hrustall-02.jpg)
Река Стикс — граница между миром живых и мертвых в греческой мифологии. Души через реку перевозит Харон, здесь он в женском обличьи.
Юнг: «Огромное преимущество мифологических понятий в том, что… …любовь и ненависть, страх и благоговение выходят на сцену, поднимая конфликт до уровня драмы. «Статисты» становятся «действующими лицами». Человек как бы получает вызов и вступает в борьбу со своими роковыми обстоятельствами. Только тогда он достигает целостности и только тогда может «родиться Бог», т.е. он явится человеку в образе человека».
«Явление дворнику…» — в Зал Славы!
Дима, поздравляю Вас с открытием выставки. Может быть у Вас уже «ложный постмодерн» по определениям современного периода, кажется British Jornal of Aesthetic. Е
Узнаю Вашу манеру. Неожидан и интересен для меня образ шахмат…
Успехов.